Впервые я посетил Киевский речной порт и побывал в здании Киевского речного вокзала в 14 лет. Поводом для этого стал один из первых круизов в моей жизни на замечательном теплоходе «Генерал Ватутин». Уже тогда порт имел немного потрёпанный вид и, как я понял, не полностью выполнял свои функции. Сейчас же здание полностью отреставрировано и несет совсем другие цели…
Но давайте подробнее погрузимся в историю и факты о главном порте столицы.
ПЕРЕВОЗКИ
Речной транспорт в столице начал активно развиваться еще в XIX веке. Гавань речного порта стала крупнейшей во всей Российской империи, а линия причала простиралась более чем на 3 км. Пассажирские перевозки выполняла компания, принадлежащая предпринимателю Давиду Марголину. Его компания контролировала девять водных магистралей. По некоторым данным объёмы перевозки пассажиров составили около 2 млн пассажиров и более 48 тыс. тонн груза в год. Речной вокзал в начале века в Киеве тоже был, но о нем информации почти не сохранилось.
В пик судоходства (около 1990 г.) по Днепру и Дунаю ходило 12 пассажирских теплоходов проекта 301 и 302. Эти суда были построены в Германии, по заказу СССР. А позже были модернизированы для возможности осуществлять круизы в прибрежных водах Черного Моря.
Во время СССР грузопассажирские перевозки по Днепру осуществляла судоходная компания «Укрречфлот». После приватизации «Укрречфлота» 11 ноября 1992 года объём перевозок стал падать.
С этого момента украинский речной флот стал стремительно уменьшаться. Пассажирские корабли и суда распродавались за рубеж (преимущественно в россию). Некоторые теплоходы просто списывались и шли на металлолом.
1. Теплоход «Принцесса Днепра» (предыдущее название т/х «Евгений Вучетич»)
Статус: находится в Украине
Компания: Червона Рута
2. Теплоход «Зирка Днепра» (предыдущее название т/х «Маршал Рыбалко»)
Статус: находится в Украине
Компания: Червона Рута
3. Теплоход «Viking Sineus» (предыдущее название т/х «Михаил Ломоносов»)
Статус: продан Viking River Cruises, находится в Украине
Компания: Viking River Cruises
Год постройки: 1979 г. (реставрирован 2009 г.)
4. Теплоход «Viking Akun» (предыдущее название т/х «Маршал Кошевой»)
Статус: продан Viking River Cruises, находится в России
Компания: Viking River Cruises
Год постройки: 1979 г. (реставрирован 2009 г.)
5. Теплоход «Лебединое Озеро» (предыдущее название т/х «Генерал Ватутин»)
Статус: продан в Россию в 2017 г.
Компания: Skypoint limited
Год постройки: 1986 р.
6. Теплоход «Петр Чайковский» (предыдущее название т/х «Леся Украинка»)
Статус: находится в Украине
Компания: Червона Рута
7. Теплоход «Россия» (предыдущее название т/х «Советская Россия»)
Статус: продан в Россию
8. Теплоход «Михаил Булгаков» (предыдущее название т/х «Максим Рыльский»)
Статус: продан в Россию
9. Теплоход «Андрей Рублев» (предыдущее название т/х «Николай Добролюбов»)
Статус: продан в Россию
10. Теплоход «Игорь Стравинский» (предыдущее название т/х «Академик В.Глушков»)
Статус: продан в Россию
11. Теплоход «Иван Бунин» (предыдущее название т/х «Алексей Ватченко»)
Статус: продан в Россию
12. Теплоход «Генерал Лавриненков»
Статус: продан в Россию
13. Теплоход «Т.Г. Шевченко»
Статус: продан в Россию
КРУИЗЫ
Хоть как-то удержать стабильность и оставить в Украине теплоходы удалось круизной компании «Червона Рута». Благодаря действиям владельца компании были не только оставлены в Украине функциональные суда, но и полностью отреставрирован теплоход.
Компания «Червона Рута» осуществляла круизы по речке Днепр с заходом в Черное море. Такие круизы включали порты: Киев, Черкассы, Канев, Запорожье, Днепр, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта.
В основном, такие круизы осуществлялись для иностранцев, которые хотели погрузится в украинскую культуру и посетить одни из самых туристических городов Украины.
К сожалению, из-за многочисленных событий 2014-го года, круизы по Днепру утратили актуальность. Туристы отказывались от бронирований, что повлекло за собой множество проблем. В период С 2015-по 2021 год, были попытки реабилитировать круизы по Днепру на теплоходах компании «Червона Рута», а также на теплоходе круизной компании Viking River Cruises. Но нападение россии на Украину исключило возможность круизов.
Параллельно развивались и другие компании, которые предлагали прогулочные круизы по Днепру, длительностью от 1 до 4-х часов (в зависимости от маршрута). На этих небольших теплоходах не предусмотрены каюты, поэтому, длительные путешествия на них не планировались.
ВОДНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
До 1990-х годов Днепр полноценно использовался как транспортная артерия Украины. Основные перевозки осуществлялись на ракетах, развивавших скорость 60-65 км/ч. Это был довольно быстрый и комфортный вид транспорта, которым пользовались многие. В период "дешевого топлива" осуществлялось достаточно много пассажирских перевозок. Со временем водный транспорт все еще больше конкурировал с наземным, а объемы перевозок уменьшаться. В конце концов, во время сложной экономической ситуации, которая сложилась в 90-х годах, от транспортных перевозок по Днепру пришлось полностью отказаться.
В 2009 году был запущен забытый для Киева вид общественного транспорта — так называемый речной трамвай, для сообщения между правым и левым берегами Киева. Конечно же, этот теплоход запустила компания «Нибулон» и ее владелец Вадатурский Алексей Афанасьевич. Он привнес в судоходство в Украине, и в целом в экономику Украины, много инноваций и старался развивать грузотранспортные водные перевозки несмотря на все преграды.
Трамвай курсировал только в теплое время года.
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Основу же деятельности порта составляют грузовые перевозки.
Киевский речной порт использовался в основном для перевозок зерна, соли, леса, промышленных товаров. После сооружения Днепровского каскада ГЭС стал доступен для крупных судов и фактически превратился в транзитный порт, через который шли грузы портов бассейна Днепра. Грузы с крупнотоннажных судов перегружались на флот, который обслуживал мелководную часть Днепра и Десну, и наоборот.
На сегодняшний день Киевский речной порт – это предприятие, которое имеет более 1,5 тыс. м грузовых причалов, оснащенных современными погрузо-разгрузочными средствами. Наличие железнодорожных путей, удобный подъезд для габаритного автотранспорта являют собой уникальные возможности переработки грузов, которые прибывают водным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта.
Также Киевский речной порт оснащен гидротехническими сооружениями, специальными устройствами для стоянки, обработки и навигационного обслуживания флота, береговым хозяйством, ремонтными мастерскими и имеет в своей структуре речной вокзал, где совершается речные пассажирские и туристические перевозки.
В состав Киевского речного порта входят два грузовых района, имеющих как открытые, так и закрытые складские площади с множеством офисных помещений. Для обеспечения эффективной работы грузовых районов, в порту имеются перегрузочные механизмы, фронтальные краны грузоподъемностью до 20 тонн, плавучие краны – 5т, гидропескопогрузчик, авто- и электропогрузчики, а также другие механизмы.
Киевский речной порт располагает также собственным грузовым флотом, к которому относятся грузовой самоходный флот, буксирный флот, служебно-вспомогательный флот, а также несамоходный флот, для выполнения различных видов работ и обслуживания крупных грузопотоков по р. Днепр.
Мы же надеемся на скорое окончание войны и возобновление не только пароходства в Украине, но и других важных сфер туризма.
Поделиться: